lizardaous (lizardaous) wrote,
lizardaous
lizardaous

Северный ветер

Посмотрела «Северный ветер», накатала простынь :)

Никакая не сказка. Матриархат вообще довольно актуальное для России понятие - все эти «однополые» семьи, состоящие из мамы и бабушки, бесконечные катаклизмы, подчистую убирающие мужчин из жизни страны.

Матриархат в фильме никак не проявляется, мне кажется, это просто подсказка, о чем, собственно, речь. Литвинова очень играет с гендерными ярлыками - русская литература подсказывает нам видеть в главных героинях образ России. В истории же «Северного ветра» Россия - это Бенедикт (значение имени - «Благословенный»).

Он живет в стране, где богатства зарыты в землю на севере, и даже вот это дымление и гниение - прямой символ нефти, которая тоже, вообще-то результат гниения древесины. Богатства периодически изымаются «для нужд семьи», что меня очень позабавило - тонкое и ироничное высказывание.

У Бенедикта была любимая женщина. А женщина в матриархате - это власть. То есть в те времена, когда все было красиво, богато и цветуще, в России чуть не случилось правильная и хорошая власть, которая по-настоящему могла сделать Бенедикта и всех обитателей Дома счастливыми. Но что-то пошло не так (тогда же и упоминаются какие-то «волнения»), «то ли молния, то ли снегопад, тела так и не нашли» - и на место прекрасной и любимой женщины жизнью Бенедикта начинает владеть Другая. Она первая и сообщает Бенедикту о смерти возлюбленной - и уже сразу готова взять его себе.

Другая власть, отчаянно влюблённая, но под влюбленностью понимающая насилие, не способность увидеть, как Бенедикту плохо, вцепившаяся в него когтями и клыками - хотя он спивается, хиреет, и из последних сил орет «оставь же меня!». Интерьеры фильма все «властные» - от самых ранних дореволюционных, через Сталинско-военные и вплоть до восьмидесятых (похороны Фаины - это уже вполне современный антураж и костюмы).

Очень круто сделала «мистика» - и сама мать Бенедикта - кто она? С этим железным перстом на указательном пальце? Не иначе Судьба. К тому же Злодейка :) и ждущая какого-то загробного идеала, и кажется, даже дождавшаяся (мне показалось, что вот это движение ее возлюбленного в конце, его пластика не загробного мира, а вполне реального - как и то, что они всё-таки встречаются в совершенно современном мире - это про Прекрасную Россию Будущего).

Россия действительно таит в себе что-то мистическое - тот самый «тринадцатый час», и то, что матерью России (Бенедикта) является сама Судьба (или даже Рок - помните эти прекрасные заигрывания с вороном? Прямо «чёрный ворон, что ты вьёшься?..») Литвинова отразила во всех красках, во всех линиях. Доведя и придушив «плохую власть» Судьба, мать России, только и переживает, не выжила ли она, раз качается (просто мои аплодисменты, а как прекрасен Суханов!). Хьюго («сердце, разум, душа - значение имени») - потомок России и плохой власти. Он должен был быть «мой Хьюго» - то есть именно Его, Своего, Судьба готовила России в наследники. И это не тот потомок, которого Рок предрекал России - и сам он никакой, нервический мальчик, место которому в чулане, пока взрослые разбираются. Он уходит «на войну» и «никогда не вернётся». (Увы, он уходит к бандитам и вернётся к нам единороссом, все в той же мерзкой эстетике кэгебешных смытых лиц и костюмчиков).

Хьюго все говорит, что папа интересуется только своим самолетом - и какая же это прекрасная метафора. Сколько нам показывают это «супер-оружие-мощной-России», ага, каждый год перекрашиваемый один и тот же самолёт, купленный при Царе Горохе, в который хозяин даже забраться самостоятельно не может. И слуги, катящие его как придётся, пока гордый вождь гордо смотрит в даль - просто блеск, а не метафора. Да, этот самолёт, помните, говорили же Фанне «мы купим тебе, у нас же есть деньги» - предполагался для другой жены, для любимой. И полететь в нем можно только, если Она рядом.

Уже непонятно было, прозвонит ли 13-й час, который «только для нас, жителей Севера», и все напряжённо считают.

Есть ли мистика, помощь Судьбы, Рока для современной России? Фильм вышел до известных событий, но вот это доведение Фаины до нервного срыва телефонными звонками, которые подстраивает «сила свыше» - это ничего не напоминает? Она звонит и звонит Плохой Власти, и говорит, что нет, она не умерла, она вернётся. Но Плохая Власть даже с петлей на шее никак не собирается отжениться уже от бедной России, и ей Роком будет дано ещё несколько попыток «просто уходи, все деньги оставь себе», пока ее в конце концов просто не удавят с комментарием «какая ужасная женщина, как испоганила нам всем жизнь».

Но неужели это все только морок, неужели Судьба в нас ошиблась? Просто сон в пустом метро? Неужели нет никакого Любимого, и он никогда не позвонит - как уверяет нас Плохая Власть? Он есть, он идёт, они уже стоят на одном перроне. И поезд близко.
Tags: Кино
Subscribe

  • Не-пятница, 13-е

    Муж подарил мне бесплатную открытку «Я так тебе рад», я подарила мужу банку орешков с ядреным чили. С - семейное счастье, сегодня 9 лет, как мы…

  • Сад

    В воздухе пахнет липами (и машина покрыта ровным слоем липкой пыльцы). Хочу сад. В саду хочу сирень, черемуху, липы, яблоню, вишню, лаванду (да, мы…

  • (no subject)

    Мне написали после интерпретации «Северного ветра», что я оптимистка. Ну это не я, это Литвинова. Но я - за. Я так надеюсь, что «качнувшись вправо -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments